К знаменательным датам

Навстречу 60-летию ПГУТИ

 

 Из юбилейных сообщений ректора о прошлом, настоящем и будущем вуза

 1.     ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЕЛЕКОМ­МУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ – ПЕРВЫЙ 50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

 В.А. Андреев, ректор ПГАТИ, доктор технических наук, профессор

В.А. Андреев, ректор ПГАТИ, доктор технических наук, профессор

  • Статья в журнале «Вестник связи»
  • Первой исторической датой, связанной с рождением нашего вуза, следует считать 18 мая 1953 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР за №1291 о создании трех новых институтов связи в городах Новосибирске, Ташкенте и Куйбышеве. Выбор места расположения Куйбышевского электротехнического института связи (КЭИС) был неслучайным: во-первых, ни для кого не секрет, что в военное время Куйбышев был запасной столицей страны. Кроме того, он находился в центре стратегически важного Поволжско-Уральского региона, через него проходили развитые транспортные артерии между республиками и областями СССР. Здесь были сосредоточены крупные радиоцентры (так, в рекордно короткие сроки, по специальному постановлению Государственного Комитета Обороны, была построена Радиовещательная станция им. А.С. Попова, являвшаяся в то время самой мощной в мире). Сюда были переведены высококвалифицированные инженеры из Москвы и других крупных городов СССР, которые впоследствии оказали большую помощь в становлении КЭИС.
  • Вторым важным фактором явилось то, что для закрепления в Куйбышеве кадров приезжих радиоспециалистов, в городе было открыто Куйбышевское отделение научно-исследовательского института радио (КОНИИР). Сотрудники КОНИИР, наряду со специалистами Куйбышевской дирекции радиосвязи и радиовещания №3 (впоследствии – Союзного узла радиосвязи и радиовещания СУР-3), стали первыми преподавателями вуза по специальным дисциплинам.
  • В-третьих, после войны в Куйбышеве началась активная работа по умощнению радиоцентров. В 1946 году поступили четыре коротковолновых передатчика фирмы «Томсон-Хаусон» мощностью 100 кВт; в 1953 году было принято решение об умощнении радиостанции РВ-16 до 50 кВт, началось строительство телецентра. Развитие телевидения и радиовещания, а также строительство новых сетей электросвязи в Поволжье и на Урале, требовали большого числа инженеров для отрасли. Открытие института связи позволяло не только успешно решить задачу подготовки кадров, но и способствовало созданию базы для организации и проведения научных исследований по актуальным проблемам связи, вещания и телевидения.

Знаменательной датой является и 4 января 1956 года, когда приказом Министра связи СССР Н.Д. Псурцева за №24 на базе Куйбышевского политехникума связи был организован КЭИС. Здание в историческом центре города, которое сегодня занимает учебный корпус №1 нашего вуза, является свидетелем еще одного незабываемого дня: 1 сентября 1956 года, когда его порог переступили первые студенты, в 1961 году получившие свои первые дипломы о высшем образовании…

Обязанности начальника КЭИС в 1956-58 г.г. исполнял по совместительству директор Куйбышевского политехникума связи Всеволод Федорович Полтавцев. 27 июня 1958 года приказом Минсвязи СССР № УРК 43-54 начальником КЭИС был назначен Сергей Леонидович Слугинов – участник войны и выпускник ЛЭИС, а с 1957 года – начальник радиоцентра №3 в г. Куйбышеве. 11 мая 1961 года приказом Минсвязи СССР № 289, в соответствии с положением о высших учебных заведениях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1961 года № 251, в вузах связи была утверждена должность ректора института. Таким образом, С.Л. Слугинов стал первым ректором КЭИС и в этой должности проработал до 24 декабря 1981 года. В дни юбилейных торжеств, отдавая должное результатам труда очень и очень многих наших замечательных сотрудников-ветеранов, организаторов вуза, хочется особо отметить именно этих двух первых его руководителей.

○ Сегодня структура ПГАТИ включает 7 факультетов: базового телекоммуникационного образования; информационных систем и технологий; электрической связи; радиотехники, радиосвязи и телевидения; второго высшего образования; заочного обучения и повышения квалификации. Наша академия – это 24 кафедры и 3 филиала в г.г. Ставрополе, Оренбурге и Казани, это 52100 кв.м площадей учебно-лабораторных корпусов с оборудованием стоимостью 50 млн. рублей, спортивно-оздоровительный лагерь «Озерки» в замечательной зеленой зоне вблизи Волги на 120 мест, современный комбинат питания на 300 мест, 4 бывших общежития – ныне Дома студентов с жилплощадью 24000 кв. м, 6 спортивных и тренажерных залов и т.д. Это Самарский региональный телекоммуникационный трейнинг-центр (СРТТЦ), созданный в 1996 году в рамках Международной программы Евросоюза TACIS, научно-исследовательский и редакционно-издательский отделы, хорошо укомплектованная библиотека, административно-хозяйственная часть и еще многое-многое другое, необходимое современному вузу.

Академия реализует широкий спектр направлений и специальностей высшего профессионального образования (ВПО):

- Телекоммуникации 210400 62 (68);

- Физика и техника оптической связи 210401 65;

- Средства связи с подвижными объектами 210402 65;

- Защищенные системы связи (с 2001 г.) 210403 65;

- Многоканальные телекоммуникационные системы 210404 65;

- Радиосвязь, радиовещание и телевидение 210405 65;

- Сети связи и системы коммутации 210406 65;

- Радиотехника 210302 65;

- Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем 230105 65;

- Информационные системы и технологии (с 2003 г.) 230201 65;

- Прикладная информатика в экономике 080801 65;

- Информационная безопасность телекоммуникационных систем 090106 65 (с 2006 г.);

- Связи с общественностью 030602 65 (с 2006 г.).

Сюда следует добавить специальности среднего профессионального образования (СПО):

- Многоканальные телекоммуникационные системы 210404 51;

- Почтовая связь 210501 51;

- Сети связи и системы коммутации 210406 51;

- Менеджмент (в связи) 080501 51 (52);

- Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем 230105 51;

- Экономика и бухгалтерский учет (в связи) 080110 51;

- Автоматизированные системы обработки информации и управления в отрасли связи (с 2006 г.) 230103 51.

На сегодняшний день общий контингент студентов ПГАТИ достиг 7,5 тыс. человек. По линии ВПО в г. Самаре проходят обучение 4,95 тыс. человек, в Ставропольский филиале около 600 студентов, в Оренбургском – 260; в Казанском – 125. По линии СПО обучается 1,56 тыс. человек. Их подготовку осуществляют 254 штатных преподавателя, из них с учеными степенями и (или) званиями – 158 человек (62,2%), из них докторов наук и (или) профессоров –52 (20,5%). Ежегодный выпуск молодых специалистов превышает 1100 человек, причем дипломы с отличием получают до 20% выпускников. В СРТТЦ за год повышают квалификацию более 1000 специалистов отрасли – доход академии от этой деятельности в 2005 году превысил 20 млн. рублей.

Планомерно проводятся ремонт помещений и закупка оборудования, площадь отремонтированных помещений превышает 1500 кв. м в год. Подготовлен проект строительства универсального спортивного комплекса. В связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской конвенции по ВПО, активизирована работа по подготовке специалистов через бакалавриат и магистратуру по направлению Телекоммуникации, опыт которой ПГАТИ нарабатывает с 1993 года. Как итог, в академии сегодня созданы предпосылки для успешной интеграции в общеевропейское образовательное пространство по широкому спектру современных образовательных услуг.

Текущая работа коллектива ведется в соответствии с перспективным планом развития академии на 2003-07 г.г., стратегическими направлениями которого являются совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества подготовки специалистов всех уровней, а также увеличение объема и рост эффективности выполняемых научных исследований.

Полностью реализованы процедуры первичного лицензирования образовательных программ филиала в г. Казани и повторного лицензирования образовательных программ филиала академии в г. Ставрополе, завершена аттестация Ставропольского филиала. По решению Ученого совета на базе кафедры Вычислительной техники организованы две новых кафедры: Информатики и вычислительной техники (зав. кафедрой профессор Акчурин Э.А.) и Информационных систем и технологий (зав. кафедрой профессор Кораблин М.А.). Две другие кафедры: Многоканальной электросвязи и Систем радиосвязи и антенн, напротив, преобразованы в новую кафедру Систем связи (зав. кафедрой профессор Васин Н.Н.), причем вся «антенная» часть передана на кафедру Электродинамики и антенн (зав. кафедрой профессор Сподобаев Ю.М.), реорганизованную в тесном взаимодействии со специалистами Самарского отраслевого НИИ радио. Создан Факультет повышения квалификации (декан доцент Воронков А.А.) с включением в его состав СРТТЦ и новой кафедры Инфокоммуникационных технологий (зав. кафедрой профессор Попов Б.В.). Буквально с нулевой отметки начала активную деятельность первая в Поволжье кафедра Электронной коммерции (зав. кафедрой д.э.н. Юрасов А.В.). Все эти структурные перемены отражают динамику учебного процесса в вузе и обусловлены изменениями на рынке образовательных услуг в регионах России.

Большое внимание уделяется лицензированию новых образовательных программ в области высшего и среднего профессионального образования: только за истекший год в академии появились ВПО-программы по связям с общественностью и информационной безопасности телекоммуникационных систем, а также СПО-программа по автоматизированным системам обработки информации и управления в отрасли связи. Образованы два новых управления: административно-кадровое (начальник Каминир В.О.) и информационное (начальник профессор Карякин В.Л.). Создан отдел по управлению качеством подготовки специалистов, проведена учеба руководящего состава академии по данной проблеме. Успешно работает Центр дополнительных образовательных услуг (директор доцент Шевченко Г.Н.), объединяющий инженерный лицей, физико-математическую школу и школу программистов, одним из направлений деятельности которого являются также индивидуальные занятия со студентами. Работу с предприятиями и организациями отрасли по трудоустройству выпускников ПГАТИ осуществляет Центр занятости (руководитель доцент Запорожченко Н.П.), который ежегодно проводит семинары «Молодой специалист – фирма. Поиск взаимности», а также подбирает кандидатуры выпускников по заявкам предприятий с использованием компьютерной базы данных, заключает договора на целевую контрактную подготовку нужных специалистов по дневной и заочной формам обучения.

В последнее время кафедры ПГАТИ усиленно работают над внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий: в частности, готовят методические материалы для использования в дистанционном обучении. Улучшился доступ студентов к Internet, существенно дополнен и обновлен информационный сайт академии. Открыты компьютерные классы в студенческих общежитиях и (совместно с ОАО «ВолгаТелеком») Internet-салон в учебном корпусе №2. Разработан эскизный проект единой системы дистанционного обучения МРК «ВолгаТелеком».

Большое внимание уделяется улучшению качественного состава преподавателей ПГАТИ, в частности заведующих кафедрами – в настоящее время из 24 заведующих 23 являются докторами наук, профессорами, причем все кафедры возглавляются лицами с учеными степенями и званиями. Средний возраст профессорско-преподавательского состава, в отличие от многих вузов, стабилизировался на отметке 48 лет. Особенно «урожайным» на высшие ученые степени и звания стал период 2004-05 г.г., когда докторами не только технических и экономических, но и педагогических, политических, филологических и философских наук и профессорами стали в общей сложности 10 преподавателей ПГАТИ (Абрамов В.Е., Андронова И.В., Горячкин О.В., Зайцева Н.В., Казанский Л.С., Кордонская И.Б., Минкин М.А., Мишин Д.В., Юдин В.В., Юрасов А.В.).

Во многом успеху этой деятельности способствуют наличие двух собственных докторских диссертационных советов по 5 научным специальностям, а также аспирантуры по 7 специальностям и докторантуры – по 2. Издаются два научных журнала: «Инфокоммуникационные технологии» и «Физика волновых процессов и радиотехнические системы», включенные ВАК Минобразования РФ в перечень ведущих изданий для публикации материалов докторских работ. Академия является организатором и активным участником ряда представительных международных форумов: МНТК «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций» с выпуском англоязычного сборника материалов секции «Оптические технологии в телекоммуникациях» в США; Международного Самарского симпозиума телекоммуникаций «Современное состояние и перспективы развития инфокоммуникаций»; МНТК «Проблемы управления и моделирования в сложных системах» (совместно с ИПУСС РАН) и «Физика и технические приложения волновых процессов», а также ежегодных Российских научных конференций ПГАТИ. Ведущие ученые академии возглавляют секции МНТК «Радиолокация, навигация, связь» (г. Воронеж) и Мировой конференции по системотехнике, кибернетике и информатике WMSCI (Orlando, Florida, USA). ПГАТИ участвует в проекте TACIS по созданию «Агентства международной торговли Самарской области» при Торгово-промышленной палате торговли Самарской области.

Объем хоздоговорных разработок, выполняемых преподавателями и сотрудниками ПГАТИ, сегодня превышает 10 млн. рублей в год. Из года в год растет число публикаций: монографий, учебников и учебных пособий, а также статей и научных докладов, государственных нормативных документов и патентов на изобретения.

Расширяется сфера международного сотрудничества: ежегодно и ведущие специалисты, и лучшие студенты академии посещают зарубежные университеты, проходят стажировку, обмениваются опытом. Деловыми партнерами ПГАТИ являются Alcatel, Siemens, Ericsson, VEF KT, Huawei Technologies, ZTI, Samsung и другие известные в мире производители оборудования связи, Международное общество оптиков SPIE, университетские центры г.г. Мюнхен и Пфорцхайм (ФРГ), Париж (Франция), Жилина (Словакия)… В рамках программы «Вместе с Alcatel» преподаватели ПГАТИ повышают квалификацию в учебном центре компании, проводится конкурс на лучшую студенческую научную работу, учреждена стипендия Alcatel для докторанта (аспиранта) академии, приобретена научно-техническая литература для библиотеки.

ПГАТИ поддерживает тесные связи с филиалами МРК и другими отечественными предприятиями и организациями отрасли связи, – как самостоятельно, так и через свои «дочерние» структуры: Ассоциацию «Телеинфо» и общественно-научную Академию телекоммуникаций и информатики.

Празднование 50-летия академии для нас не только торжество, но и повод критически оценить пройденный путь, сверить ориентиры дальнейшего развития, наметить очередные задачи и цели коллектива. В интересах поддержания здорового микроклимата регулярно проводятся социологические опросы студентов «Анкета первокурсника» и «Академия глазами студентов». Принят новый коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом ПГАТИ.

В соответствии с комплексной программой воспитательной работы ежегодно проводятся День первокурсника с концертом и вечер с дискотекой для них, а также собрания с их родителями. Большой популярностью пользуются новогодние мероприятия для всех студентов и сотрудников ПГАТИ, концерт для любителей самодеятельной песни. В домах студентов силами студсоветов проводятся конкурсы на лучшую комнату, организуются вечера отдыха. Активно работает студенческий молодежный центр. Проведена студенческая спортивная олимпиада, итоги которой подведены на спортивном балу. В учебных корпусах и общежитиях открыты новые тренажерные залы. Регулярно выходит в свет многотиражная газета «Академия связи». Недавно большим событием в жизни коллектива ПГАТИ стал комплекс праздничных мероприятий в честь 60-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне.

Сегодня усилия коллектива академии направлены на улучшение качества подготовки специалистов; повышение самостоятельности и ответственности факультетов и структурных подразделений за результаты своей деятельности; создание единой и эффективной информационной сети академии; внедрение электронного документооборота и технологии дистанционного образования на факультетах заочного обучения и второго высшего образования, в СРТТЦ; лицензирование новых образовательных программ; открытие новых специализаций: в частности, в интересах ГУП «Почта России»; подготовку к аттестации и аккредитации вуза в 2007 г. с обеспечением аккредитационных критериев по качеству профессорско-преподавательского состава, публикациям монографий, учебников и учебных пособий; эффективности работы аспирантуры и объему хоздоговорных НИР. Необходимо решить вопросы финансирования строительства спортивного комплекса, создать Internet-клуб в студенческом городке, усилить воспитательную работу со студентами и учащимися колледжа связи; начать разработку эскизного проекта IT технопарка и создание инфокоммуникационного узла для Центра международной торговли Торгово-промышленной палаты Самарской области…

Предстоит еще немало как следует поработать для достижения нашей сегодняшней стратегической цели: замены академического статуса вуза на университетский.

2. ПГУТИ – 55 лет

Интервью ректора ПГУТИ профессора Андреева В.А. на сайте «Самара и губерния»

 

 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) начал свою историю в 1956 году, когда бурное развитие в СССР телевидения и радиовещания потребовало большого количества специалистов. И если первый набор студентов вуза составлял примерно 150 человек, то сейчас здесь учится восемь с половиной тысяч студентов. За 55 лет деятельности учебное заведение выросло в известный в России и за рубежом ведущий учебный и научный центр, осуществляющий подготовку квалифицированных кадров для отрасли связи и смежных областей.

Университет имеет филиалы в Ставрополе, Казани, Оренбурге и колледж связи в Самаре. В настоящее время ПГУТИ ведёт обучение по 17 образовательным программам высшего профессионального образования и магистерской подготовки и 7 образовательным программам среднего профессионального образования, ежегодно выпуская из стен вуза свыше 1000 специалистов. Более 15 лет в университете действует двухступенчатая система образования, а в рамках послевузовской подготовки открыты аспирантура и докторантура. На факультете заочного обучения активно применяются дистанционные технологии по сети Интернет, связанные с организационным и методическим обеспечением учебного процесса. В рамках дополнительного образовательного контента осуществляется повышение квалификации специалистов, подготовка к поступлению в университет и колледж, а также обучение рабочим профессиям. Единство довузовской, вузовской и послевузовской подготовки реализуется здесь в полном объёме. Университет имеет 7 факультетов, 24 кафедры, богатую научно-техническую библиотеку, региональный телекоммуникационный трейнинг-центр, два музея истории связи и учебного заведения, студенческий молодёжный центр, центр трудоустройства выпускников, спортивно-оздоровительный лагерь, комбинат питания. Учебные лаборатории оснащены современной аппаратурой связи, измерительной и вычислительной техникой, которая широко используется в учебном процессе.

Интеграция в мировое образовательное пространство обеспечивается участием в совместных международных проектах, таких как «Вместе с Алкатель», «TAСIS», «TEMPUS» и других. Сотрудничество с европейскими компаниями позволяет преподавателям и студентам стажироваться в Европе, США, Китае, Японии.

Гордость ПГУТИ – профессорско-преподавательский состав. 69% от общего числа преподавателей имеют учёные степени и звания; здесь работают более 50 докторов наук, профессоров, свыше 150 кандидатов наук и доцентов. Комплексная программа «Молодые кадры» позволяет обеспечить преемственность поколений преподавательского состава. Стремительно развивающийся мир телекоммуникаций и информатики находит отражение в университетском образовании, которое уже сегодня ориентировано на стандарты третьего поколения, отвечающим национальной образовательной политике.

Крупнейший вуз Поволжья интенсивно занимается внедрением инноваций, позволяющих студентам получать качественные знания. Задача высшей школы, считает ректор ПГУТИ, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, президент общественно-научной Академии телекоммуникаций и информатики Владимир Александрович Андреев, подготовить квалифицированных специалистов, ориентированных на постиндустриальную экономику.

– Владимир Александрович, современное образование должно соответствовать тенденциям и запросам рынка труда. Как эта задача реализуется в вузе?

– Спектр направлений и специальностей постоянно расширяется, при этом мы обладаем способностью маневрировать на рынке труда. Одна из самых современных специализаций на факультете информационных систем и технологий – «электронная коммерция», где студентов обучают технологиям ведения бизнеса в условиях постиндустриального общества. Открыты две новые специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» и «Связи с общественностью». Впервые в Самаре на базе нашего вуза будет осваиваться направление «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». В рамках образовательного направления «Фотоника и оптоинформатика» мы готовим специалистов для инновационной экономики. Область компетенций связана с оптическими технологиями сверхскоростной передачи данных, которые, образно говоря, завтра будут востребованы на рынке труда. В этом смысле можно говорить об опережающем развитии университета.– Существует ли конкретный социальный заказ на ваших специалистов?

– Несомненно. Качество знаний выпускника должно соответствовать сегодняшней жизни, поэтому принципиально важен конструктивный диалог вуза и профильных организаций. На традиционный вузовский научно- практический семинар «Молодой специалист-фирма. Поиск взаимности» приезжают работодатели со всей России и, как правило, приглашают наших выпускников на свои предприятия. Открыта новая специализация «менеджмент на телекоммуникационных предприятиях», продиктованная профессиональным сообществом. В целях приближения учебного процесса к наукоёмким предприятиям основаны 2 базовые кафедры – при Институте проблем управления сложными системами РАН (заведующий кафедрой д.т.н., профессор Виттих В.А.) и в отраслевом НИИ радио (заведующий кафедрой д.т.н., профессор Бузов А.Л.), где способные студенты обучаются по физтеховской системе. В рамках партнёрства создан учебный центр американской компании «NetCreaker». Специалисты компании обучают перспективных студентов по дополнительным программам, а на 4 курсе лучших из них приглашают на работу. Не случайно в вузе ведётся обучение рабочим квалификациям, многие крупные компании хотят, чтобы будущие специалисты знали профессию с азов. Таким образом, у нас можно пройти все ступени профессионального роста – от рабочих до докторов наук.

В свою очередь, вуз отслеживает, насколько востребованы наши выпускники. Согласно статистике, 70% из них работают по специальности: это самый высокий процент в телекоммуникационных вузах. Кроме того, помощь студентам оказывает вузовский центр трудоустройства, поэтому многие ребята начинают работать в рамках профильного образования.

– Какие образовательные инновации применяются в вузе?

– Обновлению содержания образования содействует широкое внедрение IT- технологий в учебный процесс. В работе задействованы 1700 компьютеров, если учесть, что на дневном отделении учится 3 тысячи студентов, то это очень высокий показатель. В единую корпоративную сеть включены два учебных корпуса вуза, колледж связи, библиотека, четыре общежития, бесплатный доступ в Интернет для учащихся; сейчас мы создаём электронный образовательный контент, позволяющий студентам получить необходимый материал. Почти все дисциплины представлены электронными лекциями, то есть студент приходит на занятия с готовыми конспектами. Это большой труд всего преподавательского коллектива, эффективно влияющий на качество обучения.

Многие молодые люди выбирают траекторию непрерывного образования «колледж-университет». Мы открыли приём в колледж связи для девятиклассников, и надо сказать, что приток учащихся огромный.

Весьма успешно практикуется такая новация, как независимое тестирование: студенты в режиме онлайн могут проверить своё качество знаний, чтобы подтвердить объективность оценки.

– В ПГУТИ реализуется комплексная программа воспитательной работы со студентами.

– Я считаю, что задача университета – создание оптимальных условий для самореализации личности. Каждый учащийся должен окунуться в настоящую студенческую жизнь. Поэтому мы создали молодёжный центр, включающий разные виды творческой и спортивной деятельности. В 2010 году наш университет занял 1-е место на городском и областном фестивалях «Студенческая весна». Успехи наших студентов в культмассовой работе, спорте, несомненно способствуют их социализации и повышают имидж вуза. Мы должны выпустить из стен университета не только хороших специалистов, но и по-настоящему культурных людей.

 Людмила Круглова

см. http://www.sgubern.ru/

http://www.sgubern.ru/journal/article.php?AID=4113&ID=4096

Источники:

1. Андреев В.А. 50-летний юбилей ПГАТИ. Вестник связи, №8, 2006 г., с. 6 – 10.

2. ПГУТИ-55. Сообщение ректора В.А. Андреева в Самарском губернском портале. http://www.sgubern.ru/journal/article.php?AID=4113&ID=4096